Историко-краеведческий музей

Погода в Казанской
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Январь » 16 » Казачья байка « Как казачата ст. Казанской у царя пушку заслужили»
12:48
Казачья байка « Как казачата ст. Казанской у царя пушку заслужили»

Так испокон веков повелось, что в охране Царя служили в основном казаки с Верхнего Дона. А точнее в лейб-гвардию набирали двухметровых голубоглазых блондинов, какими и были в основном наши предки, как рассказывал мне дедушка Корней еще в семидесятых годах. Из Казанской в охране царя служила сотня и практически царь лично знал пол станицы. Потому что когда приходил новобранец, царь лично с ним беседовал. Какой станицы будешь, казак? Казанской. И фамилии чьей? Плешаковых. А каких Плешаковых? Ивана Петрова сын. А, твоего отца знаю, служил у меня, славный казак был. А твой дед служил у моего отца, помню и его, был тогда еще мальцом. Добрый был дядька. Так непринуждённо царь Николай II вел беседу с молодым казаком, тем самым задевая гордость молодца и располагая его к себе. Ведь гвардейцы ради царя и его семьи живота не щадили. В конце беседы царь вручал вновь прибывшему казачку два сундука с именными накладками. Один большой сундук устанавливался в казарме, возле кровати гвардейца, а второй был в виде тревожного чемоданчика, т.е. походного (таковы сундуки с накладками в музее имеются). И царь фотографировался с новобранцем у этих сундуков. Во время революции, когда казачество уничтожали как класс, если в доме находили такую фотографию или планку от сундука, то всю семью отдавали под трибунал.

Так вот, в 1911 году в Казанском юрту правил атаман Дронов, который отвечал, как за реестровое казачество, так и за подготовку казачат к службе. Казачат с трехлетнего возраста начинали обучать ратному делу (как это происходило, мы расскажем отдельной историей), к двенадцати годам это были готовые воины, владеющие любым видом оружия, джигитовкой, единоборствами, а к восемнадцати годам, это как сейчас говорят, уже можно было давать краповый берет.

Узнав от прибывшего на побывку станичника о том, что царь всем двором в сентябре приедет в Крым отдыхать, атаман с дюжиной казачат верхами решил съездить ко двору и показать свое умение ратного дела. Согласовав с руководством, пошив новую форму, 36 летний подъесаул Кирилл Дронов со своей зеленой гвардией прибыл в Крым в конце сентября 1911 года. Расположились биваком на берегу моря. Атаман повстречал земляков с Дона, которые в составе казачьего хора пели при дворе казачьи песни, узнал у них, когда царь ведет прием при дворе. На следующей день, облачившись в парадный китель с наградами, атаман явился в Ливадийское имение и попросил доложить царю о прибытии атамана ст. Казанской Дронова. Царь услышав доклад, незамедлительно принял лихого вояку, так как лично его знал по его службе в лейб-гвардейском полку. Поздоровавшись, царь осведомился, что за заботы привели атамана ко дворцу. Улыбнувшись, атаман доложил, что забот ни каких не имеет, а желает показать выучку казачат военному делу в раннем возрасте. Царь был весьма удивлен и решил показать всему двору, как обучаются его будущие воины. На следующий день он назначил смотр своего «зеленого войска».

 На потеху собрался весь бомонд, много было дам и даже иностранные представители. Царь лично представил атамана публике и пояснил суть дела. Под громкие овации, казачата на красавцах дончаках, в  новенькой форме, проследовали строем по кругу площадки, выехали в центр и по команде атамана такое началось, что у бывалых офицеров кровь стыла в жилах. Под свист и гиканье казачата галопом рассыпались в разные стороны а затем начались бешеные скачки по кругу. Но они не только скакали, а выделывали элементы джигитовки и при этом умудряясь на скоку рубить заранее натыканную в землю лозу. Забрав у товарищей по второй сабли, казачата рубили с двух рук. Подхватив с земли копья, на ходу попадали в подвешенные кольца. А когда пошла чистая джигитовка, при которой юные воины на ходу на лошадях делали пирамиды, проползали под брюхом лошади. Два всадника растягивали за руки, за ноги третьего, а четвертый догонял их и конь перепрыгивал через  живой барьер. Слабонервная публика не выдержала и стала верещать, а царевна Александра Федоровна лишилась чувств. Царь незамедлительно остановил представление, но сам был весьма доволен, особенно его радовал восторженный вид иностранных представителей. Атаману царь объявил благодарность за старание в ратном деле, а всех казачат одарил подарками и поставив их на дворцовое довольствия, пожелал хорошего отдыха. Еще в память о таком событии Николай II даровал на станицу Казанскую пушку. Отдохнув на славу, атаман повел опять свою гвардию на Дон. Пушку сняли с лафета уложили в телегу с провизией, а сам лафет зацепив за телегу, отбыли домой.

В первой части байки мы вам рассказали о том, на каком уровне была боевая подготовка молодого пополнения Войска Донского и как это ценил царь. Во второй части байки мы поведаем о том, что статус казака на Дону, был выше статуса купцов и прочего люда не казачьего происхождения.

Прибыв в станицу, Дронов собрал правление казаков, на котором доложил об итогах поездки и поставил вопрос на рассмотрение, что делать с царским подарком. Предложений было уйма. Некоторые хотели, как в Елани поставить пушку у церкви, другие галдели, что пушку поставить нужно на порожках атаманской управы. Но в виду того, что большинство правленцев служило в лейб-гвардии в г. Санкт-Петербурге, прошло предложение, чтобы как в Петергофе стрелять с пушки к обедне в Казанском храме и Свято Никольской церкви х. Тубянского . Не долго думая, тут-же было рекомендовано за пушкой закрепить двух бывалых, отставных пушкарей, выдать им хронометр, для определения времени, выдать необходимый запас пакли и пороха, для производства холостых выстрелов.

 Пушку новоявленные канониры поместили в землянку рядом с атаманской управой. Кстати за дерзкую джигитовку и выучку казачат ратному делу, атаману было незамедлительно было присвоено звание есаула.

По центральной улице ст. Казанской, которая проходила от переправы через р. Дон мимо храма на северную окраину станицы, были расположены торговые ряды купца Малеева, самого именитого торговца. У него были бакалейная, скобяная, шорная лавки, питейное заведение. Особняк Малеев отстроил в самом удобном месте, против атаманской управы, на берегу Дона, а точнее против землянки пушкарей.

В назначенный день дождавшись полудня, казаки выкатили пушку, зарядили ее холостым зарядом, забив побольше пакли, навели пушку на цель и выстрелили ровно в 12-00 ч. В двух храмах сразу затрезвонили колокола и началась служба, прям как в Петергофе. А выстрел был не только громкий, но и меткий. В особняке купца Малеева вылетели окна с улицы напрочь. Придя с обедни домой, Малеев был весьма озадачен, но жаловаться никуда не стал, подумав, что это по случайности, дал команду работникам застеклить окна. На следующий день в обед все повторилось до точности. Придя домой и войдя в залу, купец опять увидел, что стекла выбиты, по комнате валяется обгорелая пакля, прям как на передовой. Несправедливо нашумев на домочадцев, купец опять дал команду стеклить окна. Малеев в столице не бывал и такая традиция со стрельбой ему явно не нравилась. На следующий день купец решил стрельцов поймать с поличным. Поглядая на часы, стал наблюдать за казачками, которые не спеша выкатили пушку, не торопясь зарядили, навели прицел на купеческий дом и ровно по времени грянул выстрел. Но еще громче, зазвенело битое стекло в окнах особняка. Дождавшись с обеда атамана, Малеев пошел к нему на прием. Завидев соседа, Дронов радушно встретил купца, хитро улыбаясь, уже зная о чем пойдет речь. Волнуясь, купец поведал о своей беде, напоминая о том, что он самый именитый купец в юрте. А самое обидное было в том, что деньги на форму казачатам, которые заслужили пушку,  выделил сам Малеев.   Выслушав станичника, атаман развел руками и молвил о том, что пушкари у него в реестре не состоят, а как заслуженные вояки восседают в совете стариков, как бы и сам атаман под ними. Но дал совет, самому сходить к старичкам, преломить шапку и попросить их более не баловать, они разумные, поймут. Поняв, что другого выхода нет, купец направился к пушкарям.

Здорово дневали казаки. Слава богу, ответили те. Казаки, а нельзя ли завтра к обедни пальнуть над Доном? Можно и над Доном, молвили те. А что для этого надо? А для этого с тебя штоф водки и закусить, а не поспеешь будешь стеклиться (штоф -1литр 750 гр., видать разовая доза для старичков). Сколько можно нам тут служить на общественных началах, до вас меценатов не достучишься, кроме как из пушки. Поразмыслив, купец по-доброму согласился, ударив со стариками по рукам. Так до 1917 года купец ежедневно и потчевал пушкарей.

В Шумилинском восстании, в 1919 году, пушка тоже принимала участие на стороне восставших. Последняя информация о знаменитой пушке была о том, что отбивали с нее казаки наступление красных со стороны с. Березняги в районе х. Казанско-Лопатинского. И если у кого есть о ней какая - либо информация, поделитесь пожалуйста с работниками музея. Краеведы же, воссоздали реконструкцию «царского подарка» и теперь пушка салютует именитым гостям и станичным новобрачным, но не по окнам новых русских, а по над Доном, иногда  пугая,  зазевавшихся рыбачков.

 

Абакумов Г.Н.

 

                                                                                                                                                                                                        

Просмотров: 809 | Добавил: vanya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]