Историко-краеведческий музей

Погода в Казанской
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Исследовательские работы


     Уважаемые посетители сайта!
 На протяжении 3 лет я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися Верхнедонской гимназии.
 За это время выполнено 13 исследовательских работ по краеведению, которые были представлены на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах.
 На Всероссийском конкурсе им. Вернадского наши работы «Врачевание на Верхнем Дону: его прошлое и настоящее», «Диалектные слова и особенности говора казаков Верхнего Дона» стали лауреатами, на Международный конкурс «Шолоховский родник» мы представили три работы и заняли все три призовых места.
  Исходя из практического опыта я хочу сказать, что дети прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, остается только увлечь их, показать им значимость исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.

  Директор музея Абакумова С.Г.

 

Маленькие загадки большой России

(Каменный лес у хутора Суходольного Верхнедонского района Ростовской области).

 

 

Выполнил:    учащийся 9  класса

                    Верхнедонской гимназии    

                    Абакумов Тимофей Тимофеевич

Руководитель: Абакумова Светлана Георгиевна,

                  директор музея.

 

Много есть уголков по России, но все же милее мне небольшая частица земли, которую мы с любовью называем – мой родной край.

Введение.

Много красивых мест можно посетить в Верхнедонском районе Ростовской области, но Каменный лес — самая необычная достопримечательность. Он является своеобразным окном в геологическое прошлое нашего края, дает почву для рождения множества легенд, прекрасным местом для изучения природы района. Одна из версий его появления связана с Днепровским оледенением (10-12 тыс. лет назад). Центр оледенения находился на Скандинавском полуострове. Отсюда ледник двигался по Восточно-Европейской равнине. Он дошел до устья реки Хопер. Считается, что на территорию нашей области ледник не заходил, но ландшафт Каменного леса доказывает обратное. Видимо, один из языков ледника продвигался по древней долине Дона и оказался на западе нашего района. Нагромождение валунов и целых скал говорит о том, что это конечная морена ледника. И на нашей равнинной местности Каменный лес удивительным образом напоминает горный район. Необычность такого ландшафта поражает всякого, кто побывал в этом месте. 

Тема   работы:  «Каменный лес  у хутора Суходольного».

Целью  моей  работы  стало   изучение  Каменного леса у хутора Суходольного Верхнедонского района Ростовской области.

Задачи:  Добыть интересные факты о лесном массиве у хутора Суходольного и донести эту информацию для более широкого круга населения. Изучить животный и растительный мир Каменного леса. Изучить экологическое состояние леса.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, беседа.

Практическая значимость: собранный материал можно будет использовать на уроках географии и краеведения, во время экскурсий в районном музее.

Источники: При написании работы мне пришлось столкнуться с определенными сложностями. Самым главным препятствием была крайняя скудность литературных материалов по данной теме. В поиске информации большую помощь оказала  мне руководитель работы Абакумова С.Г., воспоминания жителей хут. Суходольного  Фрейман З.. и Фрейман Е., Иванова И., Красная книга Ростовской области, Большая энциклопедия животного мира.

Основная часть.

  1. Каменный лес у хутора Суходольного.

Каменный лес у хутора Суходольного Верхнедонского района Ростовской области действительно выглядит чудным засланцем. Каменная порода выходит на поверхность земли на площади диаметром в несколько сот метров. Прямо на этой каменистой почве растёт лес.  Главное место Каменного Леса – это поляна, приблизительно, 30 на 80 метров. С одной стороны она открыта бескрайней степью, с двух других - ограничена каменной породой, а с четвёртой  кронами деревьев! Заканчивается поляна красивейшим обрывом, на дне которого растут высоченные деревья. Часто можно встретить деревья, обосновавшиеся прямо на камне и простирающие свои корни в его глубь! 

Обследовав балку, я заметил, что по ее  дну совсем недавно бежал мощный поток воды. Что это? Пересохший ручей? Или вода стекала с окрестностей полей после дождя? И самое интересное то, что в начале балки камни сильно обточены водой. В некоторых местах можно увидеть небольшие гроты.  Во время их обследования я рассмотрел серое вещество камней  (оно абсолютно однородно - во всех глыбах) - не базальт, а частички спрессованного белого песка. Настолько крепко спрессованного, что отколоть кусочек от камня очень сложно - нужно бить кувалдой со всей силой. Отверстия в камнях разные. Одни неглубокие, другие сквозные, но все из них действительно настолько ровно уходят в камни, что складывается впечатление, будто их просверлили громадными сверлами, но дыры в породе - результат действия дождя и ветра. Дело в том, что в спрессованный песчаник были вкраплены гипс или мел. Это были древние кораллы и примитивные организмы, нам не ведомые. Они легко вымывались, как меловые горы, вот и получились полости. Одни из них, покрыты мхом и лишайником, напоминают огромные куски сыра или лунную поверхность в кратерах. Вот изумительно-трогательная сценка: два огромных валуна в полтора человеческих роста нежно так друг к другу прижались. Ощущение такое, что находишься  во внеземной цивилизации. Но я по-прежнему здесь, в Каменном лесу у х. Суходольного. 

   Я обследовал лес вдоль и поперек. В результате заметил, что  камни не разбросаны в беспорядке, а лежат рядами и расходятся  они (их три) лучами.  Центр - дубовая рощица. От центрального ряда прямо в степь уходит некое подобие рва. Ров почти сравнялся с землей, но его абсолютно ровный луч, уходящий к горизонту строго на север, легко различим по траве, которая жирнее, чем степная. Позже  у местных старожилов я узнал, что здесь никогда никто не копал ни траншей, ни окопов, и, соответственно, не прокладывал дорог. Я не исключаю, что здесь жили первобытные люди, потому что человек начал осваивать нашу территорию еще в каменном веке.  По рассказам местного жителя Фреймана Евгения под Каменным лесом существует пещера, но вход в нее лет двадцать назад в результате движения камней почти закрылся, и попасть туда в данный момент невозможно.  От своей бабушки он слышал, что в Гражданскую войну в этой пещере прятались мужики, увиливавшие от службы, поэтому простые и честные люди боялись туда ходить.

  Наиболее интересное место в каменном лесу – энергетический круг.  Он обозначен мелкими камнями, а в центре невысокая колона. По преданию, если обнять эту колонну избавишься от заряда отрицательной энергии. 

  1. Животный мир Каменного леса.

Я встретился с учителем географии Фрейман Зинаидой Ивановной. Она рассказала, что в свое время проводила в Каменном лесе игру "Зарница", но, после того как одного мальчика укусила змея, пришлось это дело прикрыть. Выясняю, что в каменном лесу живет  особый род гадюки - степной, укус которой не смертелен. Из энциклопедии узнаю, что гадюка степная чаще всего встречается в степи, в зарослях кустарников и на каменистых склонах. Чаще всего, укушенный, степной гадюкой,  отделывается сильными болями. Занесена в Красную книгу Ростовской области.

Кроме гадюк, дружно выглядывают из своих убежищ ящерицы. В тени дубов не дают стоять на месте комары. Их несметные тучи плотно вьются и рады каждому путешественнику. Пролетают шмели, по траве прыгают кузнечики, парят и мелькают бесчисленные бабочки…

Кстати, во время передышки к нашему лагерю подошел взрослый лисенок. Лесной гость вел себя очень свободно и никого не боялся. Мы  даже покормили его. А у Иванова И. И., специалиста Верхнедонского лесничества узнаю, что лисица, полакомившаяся один раз у привады (привада – корм для приманки зверей), будет посещать ее очень часто. Задаю Ивану Ивановичу вопрос: «Каких животных можно еще встретить в Каменном лесу?».

Оказывается здесь можно встретить и ежа и зайца, косулю, кабана, волка. Из птиц можно услышать – кукушку, удода, соловья, в нижней части леса гнездится коршун, на опушках леса встречается куропатка и перепел. 

1.3. Растительный мир Каменного леса.

В Каменном   лесу можно наблюдать 3 яруса:  древесный, кустарниковый, травянистый.

Древесный ярус представлен породами  - дуба, липы, осины, клена. Объясняется это пригодностью почвенных, температурных и водных условий биогеоценоза для произрастания нескольких пород.

Кустарниковый ярус – в подлеске можно встретить боярышник, шиповник и подрост (молодые деревья) из липы, клена, дуба которые занимают значимое место в жизни лесного массива для возобновления старых деревьев, в  том числе как место гнездования различных птиц, для защиты деревьев от вредителей.

Травы цветут в строгой последовательности.  Первыми зацветают голубые пролески, соперничающие по цвету с небесами. Их сменяют душистая фиалка, мать-мачеха и ландыш. Ландыш включён в список редких и исчезающих видов растений  Ростовской области. В мае наблюдается обильное цветение чистотела.

Растет в Каменном лесу черемша, которой не встретишь ни в каком другом лесу Верхнедонского района. Черемшу иначе  местные жители называют дикий чеснок.

Листья черемши напоминают листья ландыша, но в отличие от него не ядовиты, имеют выраженный запах и вкус чеснока, очень полезны. Целебные качества  черемши использовали уже в III веке до н.э., о чём свидетельствуют раскопки в предгорье Альп. Черемша улучшает работу сердца, почек, обмен веществ, её соком лечат отиты, растирают суставы при ревматизме, настой употребляют при заболеваниях дыхательных путей. Считается, что черемша омолаживает организм и продлевает жизнь. Раньше мы покупали черемшу у заезжих чеченцев, а теперь, соскучившись за зиму за «живыми витаминами» едем в Каменный лес. Скажу честно: «Кто хоть раз попробовал блюда из черемши, на всю жизнь остается ее поклонником». И еще один совет - не портите ее майонезом. Посолите и чуть-чуть сбрызнете растительным маслом, и самый настоящий деликатес готов. Приятного аппетита. 

 2. Экологическое состояние  Каменного леса.

    Об экологическом состоянии  Каменного леса  можно судить по его  внешнему виду.   «Благодарные» станичники и хуторяне обращаются с богатством леса очень расточительно: поляны засорены бумагой, полиэтиленом, битым стеклом. А ведь это не природное образование. Санитары леса – насекомые, микроорганизмы – не могут их перерабатывать и уничтожать. И будут они лежать годами и сотнями лет: полиэтилен – до 300 лет, стекло – до 1000 лет. Кроме того, бытовой мусор не только обезображивает вид леса, он мешает ему жить, забирая тепло и влагу, создавая рассадники вредителей. А кострища, на всех полянах, наносят вред почве, так как сгорает гумус, растения (гибнут корни, семена). Таким образом, экологическое состояние Каменного леса вызывает тревогу. Хотелось, чтобы через миллионы лет наши предки находили, как я  следы животных и растений, а не горы мусора.

Заключение.

Нельзя забывать, что не единым хлебом жив человек, но и красотой земли, а лучшим украшением донской степи и являются такие памятники природы как Каменный лес у хутора Суходольного. Думаю, что ледниковые валуны имеют научную ценность и важны для пропаганды естественных знаний среди населения и Каменный лес необходимо, взять под охрану как памятник природы.

Литература:

1.Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. Основы экологии. Дрофа. Москва. 2001 

2.Красная книга Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2004.

 

 

 

Тема работы

«Петроглифы хутора Скельновского»

 

 

Абакумова Светлана Георгиевна

Должность директор музея

Контактный телефон 89281202861, 88636431742

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Изучая историю родного края, исследуя исторические документы, музейные коллекции, встречаясь с местными краеведами и старожилами, я открываю для себя дивные картины былого.  И одно из таких открытий – петроглифы у хутора Скельновский.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта настоящего исследования выступают  петроглифы  у хутора Скельновский  Верхнедонского района Ростовской области.   Хутор Скельновский находится на донском правобережье, на удалении около 25 км. от реки Дон.   Его окрестности изобилуют скальными выходами (Приложение № 1). Отсюда и  название от украинского слова «скеля», т.е. скала.  На высоких бортах двух пересекающихся балок – Скельновской и Белой скопления камней представлены кварцитом, поверхность которых сильно преобразована тысячелетиями атмосферных явлений. Камни ноздреваты, местами патинированы, изъедены лишайниками и шелушатся. Отмечены естественные каверны, карнизы и полости. В одном из кварцитовом  блоке местными краеведами Абакумовым Г. Н. и Абакумовым Т. Н. в 2009 году  были обнаружены наскальные изображения – петроглифы.

 Задачи.  Изучить наскальные петроглифы хутора Скельновского.

Цель. Попытаться выяснить возраст петроглифов, происхождение, семантику, т.е. смысловое значение изображений. А также привлечь внимание к проблеме сохранения пока  единственного на юге России уникального историко-культурного памятника.

За время ведения исследовательской работы открылось много новых фактов, возникло много вопросов, ответы, на  которые я искала в научной литературе, периодических изданиях,  в частности -  Д. Фрэзер «Золотая ветвь», В. Даниленко «Каменная могила», В. Кияшко «Рогатые амулеты бронзового века», В. Кияшко, В. Цыбрий, Т. Цыбрий, А. Озеров, А. Орленко,  Г. Абакумов, Т. Абакумов «Петроглифы у хутора Скельновского», Энеолит СССР. Встречалась с местными краеведами и археологами. 

Время исследования:  июнь – июль  2013 года, август 2014 года.

Методы исследования: метод полевых исследований - описание и непосредственное изучение памятника, метод сравнения, изучение научной литературы, архивных источников.

Актуальность исследования. Обнаруженный памятник на Верхнем Дону имеет огромное значение. Это открытие пока единственное на юге России. Данные петроглифы позволят уточнить хронологию и географию распространения древних памятников монументального искусства. 

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы при написании работ по археологии и истории Верхнедонского района Ростовской области, могут быть широко использованы в различных изданиях научно-справочного, альбомного характера, а также, в экспозициях районного музея, на уроках краеведения в учебных заведениях.

ПЕТРОГЛИФЫ ХУТОРА СКЕЛЬНОВСКОГО.

На склоне левого борта балки Скельновской был исследован низкий   щелевидный грот, основанием которого является монолитная плита. На этой относительно ровной,  горизонтальной  площадке  были зафиксированы наскальные изображения (Приложение № 2). Высота самой полости невелика – от 0,25 до 0,8 м. Протяженность участка с рисунками 5,4 м. ширина – 2,8 м. Двигаться внутри полости можно лишь ползком. Продольный разрез по центру грота говорит о преднамеренном увеличении высоты у обоих входов частичным стесыванием потолка. Наибольшая высота отмечена между северным и южным «входами», здесь же находится и большая часть изображений. Восточнее отмечены еще несколько знаков, которые образуют изолированную область. 

  1. Фигуры и знаки (?).

В основном петроглифы охарактеризованы археологами (В. Я. Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского) как линейно-геометрические. Действительно, рассмотрев всю композицию я обнаружила крестообразные, прямоугольные, вееровидные изображения. Глубина многих борозд достигает 1,5 – 2,0 см. Повсеместно выбиты пикетажем округлые ямки, размером 7 и 3,5 см. в диаметре. При исследовании северной части грота было выявлено, что ямки плотно теснятся, почти соприкасаются краями, образуя своеобразную фигуру в виде двух «слипшихся» многолепестковых розеток. Со стороны южного входа ямки почти отсутствуют. Изучив труды В.М. Даниленко Каменная Могила, я выяснила, что знаменитый памятник в Запорожской и Донецкой областях Украины также богат наличием ямок-луночек. Но не только ямки-луночки соответствуют изображениям, сходство дополняет «стопа» (человеческий след). Причем отмечена только левая – парных нет!  Скельновский контур стопы выполнен довольно реалистично и направлен носком в входу в грот. Что хотел рассказать нам, своим потомкам, в том далёком каменном веке наш прапрапра… пращур?   Может быть, это выражение магических представлений охотников, символы богов и героев, проявления культа антропоморфного божества, путешествующего по лабиринтам мироздания или это изображение связано с рождением или смертью.  Кстати, изображения ступней есть на культовых стелах Закавказья (Н. Я. Марр, Я. И. Смирнов. Вишапы, вишап № 3, с.95), на столбообразных плитах-стелах Нальчинской гробницы (И. М. Чеченов. Нальчинская подкурганная гробница), петроглифах Северного Причерноморья и даже на скалах северного побережья Европы.

 Рядом со «стопой» я заметила изображение «ножа». «Нож» изображен таким образом, что острие направлено в пяточную часть «стопы». Может быть эта связь ни что иное, как символ двух начал: жизни и смерти?  Не зря же эти два изображения представляют обособленную группу и значительно удалены от общей композиции. Но это лишь мое внешнее впечатление.

Севернее «стопы» прорисованы контуры двух каменных топоров. В первом случае контур, очерчен твердой, уверенной линией и сужающимся обушком.  В центре пикетажной ямкой обозначено сверленное отверстие (Приложение № 3). В Восточной Европе сверленные каменные топоры стали появляться с эпохи энеолита. В трипольских памятниках найдены сверленные каменные топоры с удлиненным обухом похожие по форме на скельновский топор. (Энеолит СССР, 1982: табл. LXII). Обращают на себя внимание линии позади молота. Второй, менее четкий, петроглиф каменного топора, расположен под прямым углом к первому топору и направлен острием к его обуху.

   Несколько дальше вглубь наблюдаю изображение, которое напоминает прямоугольник, внутреннее поле содержит пересекающие под прямым углом борозды, образующие квадратные ячейки «сетки».  Археологи (Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского, с. 9) композицию   представляют   как повозку с двумя быками, конструктивно аналогичному яркому изображению из упомянутой Каменной могилы (Приложение № 4).

    Но это могут быть изображения жилых и хозяйственных построек. У кочевых народов в эпоху бронзы постройки изображались квадратными и прямоугольными петроглифами (Дэвлит, 2006) (Приложение 5).  Можно предположить, что большие квадраты это постоянные жилища, а малые – временные жилища.

Далее я выделила 5 крестообразных фигур. Это - косые кресты, лишь в одном случае линии пересекаются под прямым углом. В каменном веке - эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце. «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия» (Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья, с. 84).

 Также насчитала  около 10 угловидных  фигур («галочек»).  Угол схождения сторон всегда острый,  величина близка к 45 – 55 градусам.

   Вееровидные фигуры. Две фигуры очень крупного размера, тщательно исполнены. В южной части композиции отдельно расположено изображение «пятилистника».  Этот рисунок отличается глубиной, четкостью проработки деталей, пропорциональностью и стройностью линий, оставляя впечатление завершенности.

В северной части поля рисунков природное углубление овальной формы продолжено четырьмя короткими параллельными линиями, три из которых одинаковы, а одна – заметно короче. Изображение археологи интерпретировали, как стилизованное изображение ладони или когтистой лапы (Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского, с. 8).

      Далеко к востоку изолированно расположена фигура «трилистника» - три относительно короткие линии сходятся в одной точке.  Вторая фигура «трилистника» находится в западной части поля.   

      Среди петроглифов была обнаружена сложная фигура из-за внешнего подобия получившая условное название «дерево» (Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского, 2010, с. 10).  «Основой» являются твердо прочерченные линии, расположенные веером по отношению к центральному «стержню».  Изображение «дерева» загадочно. Во многих индоевропейских традициях «Дерево» является не только  символом года (своеобразным календарём), но и символом мироздания. Древние люди знали, что с деревом связано грехопадение их далёких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть. Но в то же время у них продолжало жить, правда, в смутном виде предание о том, что, в конце концов, смерть будет побеждена Богом в его борьбе со змеем и древо жизни вновь будет давать людям жизнь. Поэтому на могильниках древние люди и изображали часто дерево жизни, которое вновь даст жизнь тому, кто лежит в этой могиле. В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения (Д. Фрэзер. Золотая ветвь, с. 136) .

 Обращает на себя внимание изображение листовидно-ромбического наконечника у входа в северо-западной части грота. Он «насажен» на одну из линий как на древко и подкрепляет предположение В Н. Даниленко о том, что подобные прямые возможно изображали копья (В. Н. Даниленко. Каменная могила, с. 62-63).

    Побывав на месте Скельновских петроглифов, я взяла на себя смелость выделить еще одну группу наскальных изображений. Это самые поздние надписи, которые датируются XX веком. Впрочем, что касается этих объектов, проблема периодизации здесь не стоит. Неглубоко прочерченные инициалы «АМ» - перлы наших современников типа «Коля и Вася здесь были». Вызывает сожаление, что творения нашего времени намного уступают в художественной ценности более древним художникам, и не имеют абсолютно никакого исторического значения.

  2. Гравировальные инструменты и способы изображений.

  Изображения наносились двумя способами: гравировкой с помощью абразивного трения для создания линейных объектов и пикетажем – для получения округлых углублений. Найденные археологами кварцитовые инструменты у западного входа в грот являются доказательством способа изображения петроглифов (Приложение 6). Из интервью с к. и. н. В. Я. Кияшко узнаю, что  орудия разнообразны по форме и размерам. Отбирались лишь массивные отщепы подтреугольного сечения, где рабочая часть переходила в плоский обушок-рукоять. Все орудия сильно сработанные, лезвийная часть изношена.

    3. Датировка.

 Во время раскопок  археологами у северного входа в грот был найден развал лепного сосуда изготовленного  из плотного теста серо-бежевого цвета с присутствием шамота и растительной массы. (Приложение 7). Сосуд яйцевидной формы имеет зауженное устье. Вся наружная поверхность орнаментирована. По венчику оттиснута «елочка» мелких насечек, а по всему тулову и дну однородные четко горизонтальные ряды «отступающей лопаточки». Еще до обжига под венчиком по периметру горловины проделаны ряды аккуратных сквозных круглых отверстий.  Возможно для последующего крепления кожаного, либо растительного шнура (Кияшко и др. 2010, с.14).  Эта находка помогла археологам определить культурно-хронологическую атрибуцию петроглифов. Она предложила сравнить данный сосуд с керамикой из редкой группы ранних курганных захоронений «с рогатками». Изучив труды В. Я. Кияшко «Рогатые амулеты раннего бронзового века» (с.76-88) я узнала, что эти комплексы распространены в Крыму, Приазовье, Предкавказье и Заволжье, вплоть до Урала. И такие погребения относят к ямной культуре (эпоха ранней бронзы). Археологи датируют Скельновские петроглифы концом IV тыс. до н. э. (Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского, 2010, с. 17).

 

ВЫВОД.

    Ни в самом гроте, ни поблизости от него не найдено человеческих поселений, которые можно было бы связать с памятником. На этом основании археологи приходят к выводу, что территория использовалась только в культовых целях, как святилище (Кияшко и др. Петроглифы у хутора Скельновского, 2010, с. 18).

 О чем пока можно судить достаточно уверенно? О том, что естественная полость в гроте была целенаправленно подработана и оформлена изображениями. А подчиненность отдельных элементов общему строю композиции, свидетельствует о сюжетном характере этого удивительного наскального «полотна».

Сегодня можно только догадываться о содержании замысла Скельновских петроглифов. Кто-то «откроет» древний календарь или карту звездного неба, кто-то предположит падение метеорита. Фантазировать никому не запрещено.  Однако я твердо уверена: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Не ясно, что они изображают и для чего вытачивались. Нет, то что в культовых целях -это ясно. Но что к чему — увы, тайна. Время, когда это было сделано археологи определили, благодаря найденной, лепной керамики. Инструменты помогли документировать технологию создания изображений.  О количестве людей, выполнявших эту работу говорить сложно.  Но кучное размещение десятков каменных инструментов для протачивания, найденных у подножья плиты позволяет считать, что большинство линий было нанесено сразу.

 Скельновские петроглифы - как первая ласточка, которая позволяет уточнить хронологию и географию распространения древних памятников монументального искусства. Тем более, что на юге России, это открытие пока единственное в своем роде. В настоящее время петроглифы нуждаются в охране. Экология, время и люди вносят свои изменения, тем самым портят археологический памятник. И я считаю,  что его надо взять под охрану государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение скельновских  петроглифов— дело трудоемкое и пока еще строится на «исследовательской интуиции».  Ясно одно: полученные в результате исследований материалы обогащают наши знания о первобытном человеке и его духовной культуре, а, значит, позволяют осмысленнее взглянуть на историю мировой цивилизации.

Благодарность.

Я приношу искреннюю благодарность  к. и. н. Кияшко В. Я., к.и. н. В. В. Цыбрий за поддержку исследований.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья, указ. соч., с. 84.
  2. Фрэзер Д. Золотая ветвь, М, 1980, с. 136.
  3. Даниленко В.М. Каменная могила, К, 1986, с. 62-63.
  4. Марр Н.Я., Смирнов Я.И., Вишапы. Л. 1931, вишап №3, Имерзек, с.95.
  5. Кияшко В.Я. Рогатые амулеты бронзового века, ИРОМК, вып. 6.   Р/Д, с.76-88.
  6. Кияшко В.Я., Цыбрий В.В., Цыбрий А. В., Цыбрий Т. В., Захариков А.П., Орленко А.В., Озеров А.А., Абакумов Г.Н., Абакумов Т. Н. Петроглифы у хутора Скельновский. Ростов/Д. 2010.
  7. Энеолит СССР, М.: Наука, 1982, с.360.

 

 

Пр