Страницы истории.
Нигде так ярко и выпукло не проявляются обычаи любого народа, как в праздники. Так было и на Дону. Лишь наступал праздничный день, уже с утра на узких и тесных улицах донской столицы толпился празднично разодетый люд.
Старожилы говорят: «Тяжко работали, но и отдыхать, веселиться умели вдосталь, от души». Действительно, казаки развлекались от души, по-детски самозабвенно, будь то праздник или станичная ярмарка, скачки, посиделки, катания на санях.
Праздники казаков.
Масленица. В историческом очерке И. Тимощенкова «Общественный быт и народные обычаи станицы Казанской» (Труды Областного Войска Донского статистического комитета, выпуск второй, Новочеркасск. 1874 год) я нашла сведения, как в ст. Казанской Масленицу праздновали: в станицу съезжались с соседних хуторов казаки при своих атаманах и стариках, со знаменами. Устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, кулачные бои. В четверг на Масленице все собирались на сбор, и станичный атаман отдавал приказ о том, чтобы во время гулянья не было бесчинств. Гулянье шло по домам и улицам до воскресенья. В воскресенье вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устраивали их в круг и ставили напитки и закуску. Приходили атаманы при насеке и старики ставили знамена кругом. Ватажные атаманы садились подле станичного атамана, затем есаулы и старики. Пили за здоровье царя, потом за войскового атамана. Каждая здравица сопровождалась ружейной пальбой. Все жители станицы, и женщины и дети сбегались на площадь. Окончивши питье за здравие, все вставали и все народом молились на восток и прощались друг с другом, целуясь. Затем знамена относили в атаманский дом для сдачи, а народ расходился по домам.
Абакумова С.Г.
28 февраля в музее состоялся праздник «Государыня Масленица», где была представлена большая театрализованная программа «Веселая ярмарка». Её подготовили ученики 3 класса Казанской школы-интерната вместе со своим учителем Мещеряковой Н.В. и воспитателем Дьяченко Л.В. Ребята"заразили" всех своим хорошим настроением и задором, даже неулыбчивые гости стали улыбаться и вместе со всеми пели, отгадывали загадки и играли.
Любить народную культуру – значит любить Родину.
В ГКОУ РО Казанской школе-интернате VII вида в течение трёх лет работает проект «Преданья старины красивой» под руководством педагогов Л.В. Дьяченко и Н.В. Мещеряковой. В проекте ведется работа по созданию целостного представления об окружающем мире, развитию познавательной мотивации, освоению детьми общечеловеческих ценностей, формированию базиса личностной культуры и патриотических чувств. Действуя внутри проекта, ребята 3 класса погружаются в определенную атмосферу. Это особый мир, где они познают сущность добра и зла, и одновременно приобщаются к большому искусству и к культурному наследию своей Родины. Педагоги в рамках проекта проводят огромную творческую работу со своими маленькими артистами, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, обрядовых праздниках, концертах, встречах с людьми старшего поколения. Изучая культуру родного края, дети часто посещают МБУК Верхнедонского района «Музей». Со временем установилась тесная связь между нынешними третьеклассниками и сотрудниками музея. Стало традицией совместное проведение обрядовых народных гуляний и посиделок. Верхнедонской музей в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие с директором музея С.Г. Абакумовой позволяет добиться эффективного результата. В процессе приобщения детей к фольклору и народной культуре в рамках совместной концертной деятельности, театрализованных представлений, экскурсий и познавательных бесед, при встречах с интересными людьми разных поколений успешно решаются задачи нравственно-эстетического воспитания участников проекта.
28 февраля 2014 года в музее прошло очередное мероприятие «Широкая масленица». Сотрудники музея и педагоги устроили масленичные развлечения для детей и организовали чаепитие с блинами, рассказали о традициях празднования «Масленицы» на Дону. Дети выступили с праздничной программой, пообщались со зрителями, жителями станицы, которые пришли на праздник. Ярким моментом мероприятия стало общее распевание масленичных частушек зрителями и артистами под аккомпанемент маленьких ложкарей.
Сейчас в нашей стране постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Музей – это хранилище культурных достижений, соприкасаясь с которыми дети учатся любить народную культуру, а значит, учатся любить Родину.
Л.В. Дьяченко,
воспитатель ГКОУ РО Казанской школы-интерната VII вид
|