На Верхнем Дону, имеется в виду местность, в районе станицы Казанской, казаки пользовались тремя видами лодок. Первый вид, это лодки будары, второй - будара в миниатюре – каюк, третий - лодка-казанка. Хотелось бы начать повествовать с третьего вида и подробнее остановиться на первом. Так сложилось в судьбе нашего народа (а до середины 18 века, казаки были не сословием в Российском государстве, а народом), что предков наших называли кентаврами степей, тое есть жизнь казаков неразрывно связывалась с лошадьми. Но в последствии, для того чтобы выжить, казакам приходилось пересаживаться на лодки и проживать не в степи, а на островах, коих на Верхнем Дону было великое множество. Также на Верхнедонье было множество малых рек, пригодных для плавания по ним на лодках. Только в нашем районе речки Тихая, Песковатка, Казанка, Яик и множество безымянных речушек. Казанка, это лодка- плоскодонка, изготовленная из досок, с плоским дном и малой посадкой, т.е. всеми своими качествами приспособленная, для плавания по мелководью. Получила свое название, возможно по речке Казанке. Такие лодки и сейчас в обиходе и их можно увидеть по берегу Дона. Лодка-долбленка каюк, изготавливается из вербы. Дерево срезается весной на соко- движении и пару лет оно вялится и сохнет. Затем с помощью топора придаются наружные формы каюку в виде челнока и внутренняя часть выбирается кайлом. Готовую лодку смолят и спускают на воду. Управляется каюк одним веслом. Без навыка, на данном транспорте далеко не уедешь (сам испытал), очень уж не устойчивая. В связи с этим качеством, у казаков сложилась поговорка, когда что-то угрожает жизни, говорят тебе «каюк». Однако лихие рыбачки умудряются на нем даже низовую волну держать. Каюки изготовляются только на Верхнем Дону.
Будара, это самая именитая лодка у казаков. Лодка изготовлялась из осины. В лесу выбиралось подходящее дерево, и в ствол загонялись дубовые клинья на протяжении пяти лет, тем самым искусственно придавая нужную форму. Весной осина срубалась и вялилась, затем снаружи придавалась форма лодки в виде женского стана. Будара изготовлялась обоюдоострая, носы делались загнутыми в вверх, как у гондолы. Внутри лодка выдалбывалась и заливалась водой. Затем когда дерево набиралось влагой, разжигался внутри лодки костер. Таким образом древесина запаривалась и делалась эластичной. Распорками борта еще шире раздвигали. Выдолбленной бударе нашивали еще борта доской. В готовом виде это было целое произведение искусств. В белый цвет выкрашивалась атаманская лодка, остальные выкрашивались в произвольные цвета. В лодке было до десяти посадочных мест, длинной она была около одиннадцати метров, шириной семьдесят сантиметров, вес составлял до двухсот килограмм. Фактически экипаж мог на руках переносить лодку. И если казаки принимали решение идти за зипунами, походом на турка, собирались по Дону десятки будар, избирался походный атаман и флотилия спускалась до Азовского моря. На турецкий флот, такая компания наводила ужас. Если корабли стояли в рейде, ночью казаки к ним подплывали на бударах с двух сторон и два десятка топоров в минуты прорубив борта, топили их или суда забрасывались кожаными мешочками с горящей нефтью. Будары не смотря на свою длину были маневренны. Гребцы по команде кормчего, разворачивались на сиденье и гребли в обратную сторону. Так что мы видим, будара была у казаков грозной боевой единицей. Где же изготовлялись будары у верховых казаков? Севернее станицы Казанской в былые времена протекала речка Казанка. В настоящее время она пересохла, осталось течение только в устье, в районе х. Поповского. Старики рассказывали, что еще в начале 20 века, через речку переплывали табуны лошадей. Житель х. Нахаловского, казак Агафонов не желая отдавать сельхозтехнику (плуги, сеялку, веялку) в колхоз, в 1929 году, утопил ее в речке Казанки. Узнав об этом, хуторяне решили вытащить такое богатство, но не смогли, глубина омута была около 8 метров. Берет начало речка в лесу близ х. Казанско-Лопатинского. Кстати лопатина в переводе с казачьего языка, это мокрое место, начало истока. Т.е. название хутора звучит как начало речки Казанки. Восточнее хутора проходит водораздел и с обратной стороны хребта расположен х. Песковатско-Лопатинский, в котором берет начало протока, впадающая в р. Песковатку. Отсюда и название хутора. Исток р. Казанки находится в лесу Бударном, восточнее леса расположен курган Будара. Восточную часть леса в народе называют Осинки и там действительно произрастает большое количества осины. А как описывалось ранее, будары мастерили с осины, отсюда и название и леса, и кургана. По нашим предположениям заготовки для лодок будар делали в районе х. Казанско-Лопатинского, в лесу Бударном, в местечке осинки. Затем заготовки, так называемые трубы, спускали вниз по течению речки Казанки, до затона в устье, под названием Бударка (окраина х. Кукуевского). На Бударке лодки доводили до готового состояния, здесь же в затоне и была стоянка лодок. Казаки лодок на Дону не ставили, а от Бударки до Дона рукой подать. Кстати х. Поповский, называлось поселение, расположенное правее Поповского моста, а поселение левее моста, так сказать ул. Ольховую, которая тянется вдоль старого русла речки Казанки, в старину называли Казаночкой. Не располагался ли там первый Казанский городок? В какие времена все это было предположить трудно, но думаю за долго до образования Области Войска Донского. На Дону будары исчезли давно, наверное, как казаки основательно пересели на коней и необходимость в морских походах отпала. А на р. Урал лодками бударами пользовались рыбаки до двадцатого века, спускаясь за рыбой до моря. И бытует мнение, что сибиряки научили наших предков строить будары, забыв о том, что Донские казаки во главе с Ермаком покарали Сибирь и донесли до местных свои ремесла.
Абакумов Г.Н.
|